Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Самая лучшая детская комната
Всего 711 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 226 человек

Занятие с элементами тренинга "Знать, чтобы жить"

Дата: 16 октября 2014 в 10:30, Обновлено 25 октября 2017 в 09:42

https://content.schools.by/pramen-grodno/library/BOZHYA-KOROVKA-2.gifЗанятие с элементами тренинга для подростков

«Знать, чтобы жить»

Цель занятия:

  • Воспитать чувство ответственности за свое здоровье.

Задачи занятия:

  • выяснить отношение учащихся к проблеме ВИЧ/СПИДа;
  • выявить основные пути передачи ВИЧ;
  • сформулировать правила безопасного поведения по предупреждению ВИЧ-инфецирования.

Ход занятия

                                    «Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто!»

Сократ

Теоритическая часть.

В формулировке Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

 1декабря - Всемирный День борьбы со СПИДом, который впервые отмечался 1-го декабря 1988 года после того, как на встрече министров здравоохранения всех стран прозвучал призыв к социальной терпимости и расширению обмена информацией по ВИЧ/СПИДу.

Символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, как символ понимания проблемы СПИДа. Ее идея принадлежит художнику Франку Муру. Он жил в провинциальном городке штата Нью-Йорк, где соседняя семья носила желтые ленты, надеясь на благополучное возвращение своей дочери-солдата из Персидского залива. Ленты как символ не появились впервые во время Войны в Заливе. Зеленые ленты, похожие не перевернутую букву «V», стали символом переживаний, связанных с убийствами детей в Атланте. Художник решил, что ленточка могла быть метафорой и для СПИДа тоже. Идея была принята группой «Visual AIDS». Поскольку организация состояла из профессиональных художников и менеджеров от искусства, реклама видимого символа борьбы со СПИДом была сделана весьма удачно. Все началось очень просто. Вот отрывок из ранней рекламной листовки «Visual AIDS»: «Отрежьте красную ленту 6 сантиметров длиной, затем сверните в верхней части в форме перевернутой «V». Используйте английскую булавку, чтобы прикрепить ее к одежде». Проект «Красная ленточка» был официально начат на 45-ой ежегодной церемонии вручения наград «Tony Awards» 2 июня 2000 года. Всем номинантам и участникам было предложено (и довольно успешно) надеть такие ленты. Согласно пресс-релизу анонсирующему проект «Красная ленточка»: «Красная лента (перевернутое «V») станет символом нашего сострадания, поддержки и надежды на будущее без СПИДа. Самая большая надежда, связанная с этим проектом - это то, что к 1-ому декабря, Всемирному дню борьбы со СПИДом, эти ленты будут носить во всем мире». И красная лента завоевала огромную популярность. Даже при том, что откровенная СПИДофобия была на пике, красные ленточки все чаще появлялись на отворотах пиджаков, полях шляп - везде, где только можно приколоть английскую булавку.

Что такое ВИЧ/СПИД? ВИЧ-инфекция — неизлечимое, длительно протекающее инфекционное заболевание, при котором поражается и медленно разрушается иммунная (защитная) система человека. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) является ретровирусом, инфицирующим клетки иммунной системы, разрушающим или ослабляющим их функцию.

Болезнь характеризуется стадийностью протекания – от бессимптомного носительства в начале до клинических проявлений болезни, тяжесть которых усиливается по мере разрушения иммунной системы и развития СПИД.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) — последняя стадия болезни, которая сопровождается резким похуданием, длительными лихорадками, диареей и почти полным угнетением защитных сил организма, на фоне которого развиваются множественные инфекционные заболевания и злокачественные опухоли.

Пути передачи ВИЧ:

  • при половом контакте с ВИЧ-инфицированным;
  • при переливании инфицированной крови или продуктов крови (заражение возможно также при искусственном оплодотворении, трансплантации кожи и органов);
  • при использовании нестерильных игл и шприцев, которыми делал инъекции ВИЧ-инфицированный;
  • от матери - ребенку (во время беременности, родов и при кормлении грудью).

ВИЧ не передается:

  • москитами, комарами, блохами, пчелами и осами. ВИЧ не передается при бытовых контактах. Не описано ни одного случая заражения через несодержащие кровь слюну и слезную жидкость. Поскольку ВИЧ не передается со слюной, нельзя заразиться через общие стаканы, вилки, бутерброды или фрукты.

Передача ВИЧ- инфекции:

  • Половые контакты.

Половые контакты без презерватива — самый частый путь передачи ВИЧ-инфекции во всем мире. Самый высокий риск заражения существует при пассивном анальном половом контакте, однако описаны случаи заражения и после однократного активного полового контакта. Заболевания, передаваемые половым путем, значительно повышают риск заражения ВИЧ.  

  • Употребление инъекционных наркотиков.

Использование нестерилизованных шприцев и игл, которыми делал инъекции ВИЧ-инфицированный, — важный путь передачи ВИЧ в странах с большим числом потребителей инъекционных наркотиков. В отличие от случайных уколов (при медицинских манипуляциях) иглой риск заражения через общие иглы намного выше, так как потребитель инъекционных наркотиков проверяет правильность положения иглы, набирая в нее кровь.

  • Передача от матери ребенку (вертикальный путь).

В отсутствие профилактических мероприятий частота передачи ВИЧ от матери ребенку во время беременности и родов составляет 15-30%. Приблизительно в 75% этих случаев передача ВИЧ происходит на поздних сроках беременности и в родах. Около 10% случаев вертикальной передачи ВИЧ происходит в первых двух триместрах беременности, еще 10-15% — во время грудного вскармливания.

  • Инъекции и трансфузии инфицированных препаратов крови.

В большинстве западных стран случаи трансфузии ВИЧ-инфицированной крови и ее препаратов стали редкостью. При современных методах диагностики и скрининга донорской крови риск заражения ВИЧ при переливании одной дозы крови составляет 1:1 ООО ООО.

Практическая часть.

Упражнение «Афиша».

 Время проведения: 30 мин.

 Цель: актуализация проблемы, диагностика установок, знаний и представлений участников о проблеме.

 Группа делится на несколько подгрупп. Участникам предлагается создать сценарий фильма о проблеме ВИЧ-инфекции. Сюжет может быть абсолютно любым. Не имеет значения, в каком жанре он создан, это может быть: трагедия, комедия, документальный, анимационный фильм и т. д. Участникам необходимо: продумать сюжет фильма, его идею, логику развития событий, характеристику главных героев. Затем участники рисуют афишу фильма, которая должна наиболее ярко отражать его идею и содержание. В завершении данной работы, проводится «пресс-конференция», целью которой является презентация кинофильма. В качестве прессы выступают остальные участники группы, их задача – задавать вопросы и рецензировать работу. Задача выступающих – привлечь внимание общественности к созданному сюжету, а также защитить свою работу от нападок «акул пера».

 В завершении упражнения, проводится обсуждение: о чем было это упражнение? каковы наши представления о проблеме? Как происходило создание фильма? Какое настроение вы в нем отразили?

Упражнение «Листок».

 Время проведения: 15 мин.

Цель:диагностика установок, знаний и представлений участников о проблеме.

         Участники разбиваются на пары. Каждому выдается лист бумаги. На одном из них ведущий заранее незаметно ставит метку на обратной стороне листа. Участникам предлагается записать вопросы, касающиеся темы, на которые они не знают ответа. Далее участники обмениваются листами и пытаются ответить на вопросы друг друга. Потом участникам предлагается объединиться в четверки и обсудить вопросы, оставшиеся неясными.

После этого ведущий спрашивает: «Остались вопросы, оставшиеся неясными? Какие именно? Перечислите вопросы, на которые не удалось найти ответ?».

Упражнение «Ответы на письма читателей».

Время проведения: 30 мин.

Цель: актуализация проблемы, диагностика установок, знаний и представлений участников о проблеме.

Инструкция: «Составьте ответы на письма читателей молодежного журнала, интересующихся проблемой ВИЧ».

Вопросы читателей журнала:

  • «Вот если, допустим,  ВИЧ-инфицированный человек работал на стройке, ударил молотком по пальцу, у него пошла кровь, работать он не смог дальше и попросил товарища сделать его работу, а товарища дома кошка поцарапала. Заразится он или нет?"»
  • «Здравствуйте! Летом познакомился с девушкой. Пили из одной бутылки простую воду. У меня кровоточат дёсна, как у нее в полости рта – неизвестно. Через несколько дней она мне сказала, что у неё давно ВИЧ. Если у неё тоже кровоточат дёсна или открытые раны в полости рта, каков мой риск?»
  •  «2 года назад я, упав на улице, укололся шприцем (их у нас на улице много валяется). Сначала не обратил внимания, но потом начали мучить мысли о том, что вдруг это шприц наркомана (а это наверняка так) и вдруг он болен ВИЧ, гепатитом, и я заразился. В общем, начал  переживать. Насколько вероятно заражение?»

Упражнение завершается обсуждением данных ответов, проводится дискуссия относительно их грамотности и корректности.

Упражнение «Спорные утверждения».

Время проведения: 30 мин.

Цель: актуализация проблемы, диагностика установок, знаний и представлений участников относительно проблемы.

Ведущий на каждой из стен помещения расклеивает таблички: «Верно», «Неверно», «Скорее верно», «Скорее неверно». Затем зачитывает по одному из предлагаемых утверждений. Задача участников – встать рядом с табличкой, которая отражает их позицию по данному вопросу.

 Примерный список утверждений:

  • Какова Ваша позиция относительно следующих спорных утверждений? Обоснуйте.
  • ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей.
  • Проблема ВИЧ/СПИД касается только проституток и наркоманов.
  • Проблема ВИЧ/СПИДа преувеличивается СМИ, она не заслуживает столько внимания.
  • ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные кружки и секции.
  • ВИЧ-инфицированный врач не должен производить никаких манипуляций с кровью пациентов.

Упражнение «Спорные утверждения».

Время проведения: 30 мин

Цель:   закрепить полученную информацию за счет оценки личного риска заражения ВИЧ- инфекции при различных формах сексуальной активности и в  бытовых ситуациях.

Игра обычно проходит с большим эмоциональным подъемом, спорами. Это положительно влияет на групповую динамику. Ведущий должен контролировать процесс обсуждения. После того, как группа придет к единому мнению, тренер вносит исправления и обосновывает степень опасности тех или иных действий (ситуаций) в плане заражения ВИЧ.

Материалы:  5 л бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен », «Не знаю, не уверен», «Не согласен, но с оговорками».

         Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по стенам комнаты. Ведущий  зачитывает несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/ СПИДа. После того, как утверждение произносится, участники сразу же расходятся и становятся у тех утверждений, которые отражают их точку зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно это мнение. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

      Иногда в ответственный момент подростки не могут подобрать подходящих слов для объяснения своих идей. Поэтому, задавая вопросы, точно выясните, что на самом деле они имели в виду. Еще одним сложным моментом этой игры является чувство,  когда участники ходят друг за другом, не стремясь задуматься и выработать свое собственное мнение. Чтобы преодолеть это, нужно оговорить такой вариант заранее.

Спорные утверждения:

  • Проблема распространения ВИЧ- инфекции и гепатитов В. С касается только наркоманов, проституток и гомосексуалистов.
  • Принудительное обследование на ВИЧ - единственный способ сдержать распространение инфекции.
  • Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс.
  • Презервативы должны быть доступны всем независимо от возраста.
  • Чтобы предотвратить распространение ВИЧ/СПИДа необходимо запретить проституцию.
  • Необходимо ввести принудительное обследование на ВИЧ.
  • ВИЧ - инфицированная женщина не должна рожать детей.
  • Врач, у которого обнаружен  ВИЧ, должен быть отстранен от работы.
  • Все ВИЧ - инфицированные должны быть изолированы.
  • ВИЧ – инфекция - это наказание за наркоманию, сексуальную распущенность.
  • Нелогично, что ВИЧ - инфицированных освобождают от службы в армии, но наказание в виде лишения свободы к ним применяется.
  • Проблема СПИДа раздувается журналистами, а на самом деле, она касается небольшой и не самой важной части общества.
  • ВИЧ - инфицированные дети не должны посещать спортивные секции.
  • Это несправедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы денег на лечение ВИЧ - инфицированных находятся.

Обсуждение.

  • Какие чувства у вас возникали, когда вы размышляли над этими вопросами?
  • Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве?
  • Легко ли было изменить свою точку зрения?
  • Проводя эту игру, вы можете выбрать любое количество утверждений, которые соответствуют поставленной цели.

Рефлексия.

Каждый из участников выразил свои впечатления от занятия.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.