Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений
Проблема негативных детско-родительских отношений в настоящее время занимает одно из ведущих мест в профилактической работе психологов, педагогов, социальных педагогов, правоведов и всех тех людей, которые занимаются воспитанием детей.
Актуальность этой проблемы подчеркнута возрастанием в нашем обществе неблагополучных, неполных, опекунских семей и семей, воспитывающих приемных детей. Причинами неприятия ребенка и родителя, как считают специалисты, является:
- нарушение контакта ребенка и родителя;
- недостаток доверительного эмоционального общения между ребенком и родителем;
- восприятие родителя, как отрицательного образца.
Поэтому с помощью составленного нами комплекса занятий решаются следующие задачи:
- восстановление телесного контакта между детьми и родителями;
- восстановление образа «хорошего родителя» через использование упражнений с поглаживанием;
- установление открытого общения с помощью упражнений, направленных на проявление и сообщение своих чувств и эмоций.
Предложенный комплекс занятий имеет апробированный положительный результат. Благодаря начатой профилактической работе удается не только направить, но и наладить взаимоотношения, понимание, доверие и сочувствие между ребенком и родителем. Занятия проводятся в течении месяца, количество детей и родителей до 10 человек. Каждое занятие имеет свою цель, в его состав входит 8-9 упражнений, подчиненных данной цели.
В представленной профилактической работе используются методы включенного наблюдения, игровые методы, метод рисуночного тестирования.
Содержание занятий
Занятие № 1
Цель: Восстановление телесного контакта между родителем и ребенком, создание ощущения эмоционального единства и взаимной поддержки, снятия агрессивности и тревожности.
Упражнение 1 Начинается занятие с общего танца под музыку песни Шаинского "Улыбка".
Упражнение 2 Рисование портрета друг друга: родителя и ребёнка.
Упражнение 3 "Игра в куклы".
Инструкция: Сейчас мы будем играть в куклы, но только куклы у нас будут живыми. Вспомните, и взрослые и дети, когда вы были маленькими, многие из вас верили, что ваши куклы живые. Представьте себе, что мы опять стали маленькими, опять играем в куклы. В куклу по очереди превращается один из пары. Игровые действия я буду называть, а вы повторяйте их со своими куклами:
- помойте кукле руки, каждый пальчик в отдельности;
- покормите обедом;
- положите спать;
- разбудите;
- ведите гулять;
- пожалейте, когда кукла разобьёт коленку.
Упражнение 4 «Конь и наездник».
Инструкция: Представим себе, что в каждой паре один ребёнок или взрослый превратится в коня, а другой - в его всадника. «Коням» мы завяжем глаза, а «всадники» встанут сзади своих «коней», возьмут за локти, и приготовятся ими править. А теперь устроим скачки. Задача «коней» - бегать побыстрее, а задача «всадников» - не допустить столкновений своего «коня» с другими. Если же какая-нибудь пара падает, то выбывает из игры.
Упражнение 5 «Проведи больную бабушку к доктору».
Инструкция: Давайте представим, что каждая пара состоит из бабушки и внучки. Причем, бабушка ничего не видит и не слышит. И вдруг она заболела. Её нужно осторожно провести между домами (стульями) в кабинет врача. Ведущий показывает, как можно поддерживать бабушку, как вести, усаживать.
Поочередное выполнение ролей.
Упражнение 6 «Встреча с другом».
Инструкция: У мальчика был друг. Но вот наступило лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу. Показать, как они обрадовались (объятия, улыбки, поцелуи и т.д.).
Упражнение 7 «Нарисуй сказочного героя».
Инструкция: Поочередно, сначала родитель, потом ребёнок рисуют, с помощью тактильных прикосновений, сказочного героя, передавая отдельные черты одежды и характера.
Упражнение 8. Общий танец под музыку Шаинского «Улыбка».
Занятие № 2
Цель: Создать образ «хорошего родителя» с помощью поглаживания, снять отрицательные эмоции неприязненного отношения друг к другу, предупредить трудность в общении.
Упражнение 1. Общий танец детей и родителей (полька «Старый добрый жук»).
Упражнение 2 «Котенок».
Инструкция: Кто из вас мечтает, чтобы вам подарили котенка? А у кого дома есть котята или взрослые кошки? Давайте представим себе, что вам подарили маленького котенка. Он испуган, поскольку первый раз попал в квартиру. Кто может показать, как двигается котенок? Мы сейчас попарно, мать и ребёнок, будем изображать такого котенка. Сначала дети выходите в центр, подвигайтесь и покажите, как вам страшно. А теперь начнем. Пусть каждый по очереди будет котенком, а другой может сделать так, чтобы котенок перестал бояться, приласкать его и уговорить заснуть на коврике.
В конце можно провести обсуждение.
Упражнение 3 «Путешествие по лицу».
Инструкция: Ребенок и родитель садятся друг против друга. Закрывают глаза, исследуют лицо друг друга с помощью рук. В конце каждая пара делится своими впечатлениями.
Упражнение 4 «Выпекание булочки».
Инструкция: Каждый из пары поочередно выпекает булочку из партнера с помощью рук, поглаживая и прижимая. При этом приговаривая, какая хорошая булочка получается.
Упражнение 5 «Кусочек пластилина».
Инструкция: Один из вас - кусочек пластилина, второй - человек. Вы должны поочередно вылепить что-то друг с друга. Перед началом работы я напомню два правила: не забывайте, что наши «кусочки пластилина» - живые люди, не делайте им больно; перед началом работы пластилин следует размять (показать как: легкими поглаживающими движениями).
Упражнение 6 «Сиамские близнецы».
Инструкция: «Сиамские близнецы» - это дети, которые рождаются сросшимися какими-либо частями своего тела. Для них это большое несчастье, им делают операции и разделяют их. Мы с вами можем побыть «сиамскими близнецами» понарошку. Разбей повернитесь друг к другу спиной, свяжите ноги (свою правую с левой ногой своего ребенка). А потом я свяжу вам руки. Теперь будем соревноваться в беге, в прыжках в длину.
Упражнение 7«Подарок».
Инструкция: Давайте представим, что все мы всемогущие. Мы можем подарить друг другу любой подарок. Для этого надо внимательно посмотреть в глаза и попробовать угадать желаемый подарок.
Упражнение 8. Общий танец под музыку Шаинского «Чунга-чанга».
Занятие № 3
Цель: Обучение умению открыто говорить о своих чувствах, эмоциях, налаживать гармоничные связи в общении ребёнка и родителя, чувствовать настроение и состояние друг друга.
Упражнение 1 «Общий танец».
Упражнение 2«Угадай-ка».
Инструкция: Давайте посмотрим друг на друга и попробуем угадать, что нравится в вашем партнере другим (соседям, друзьям и т.д.). Поочередно пары называют положительные качества.
Упражнение 3 «Отрицание предыдущего совета».
Инструкция: Представим себе, что один из вас - взрослый, который даёт советы ребёнку, чтобы он хорошо себя вёл, или каким следует быть. Ребёнок же спорит и не соглашается со взрослым. В нашей игре ребёнок играет роль взрослого, а взрослый - ребёнка.
Упражнение 4 «Баба Яга».
Инструкция: Поочередно, используя слова, мимику, жесты, необходимо прогнать Бабу Ягу, а потом приласкать.
Упражнение 5 «Оправдание».
Инструкция: Поочередно ребёнок и взрослый разыгрывает ситуацию агрессии, непослушания (ударил, разбил, не выполнил, не помог, отомстил и т.д.). Другой его обвиняет, а первый начинает оправдываться. Оправданий должно звучать как можно больше.
Упражнение 6 «Какой я предмет в глазах другого».
Инструкция: Каждый из пары должен сказать, на какой предмет, животное, растение или игрушку похож его напарник, и почему ему так кажется.
Упражнение 7 «Пять хороших и пять плохих качеств».
Инструкция: Родители и дети поочередно говорят о хороших и плохих качествах друг друга.
Упражнение 8 «Закончи предложение».
Инструкция: Ребёнок или родитель поочередно начинает говорить предложение, а второй его заканчивает. Предложения могут касаться любых тем: отношений, покупок, игр, одежды, работы, детского сада и т.д.
Упражнение 9 «Общий танец».
Занятие № 4
Цель: Обобщение ранее полученных знаний; осознание значимости телесного контакта, проявления чувств и эмоций между родителями и детьми.
Упражнение 1 «Общий танец».
Упражнение 2«Бездомный котенок».
Инструкция: Мы идем по улице и находим маленького мокрого котенка, давайте покажем, что мы с ним будем делать. Поглаживание друг друга, передача любви, тепла и ласки друг другу.
Упражнение 3 «Грустный гномик».
Инструкция: Поиграем в игру про грустного, невеселого гномика. Поочередно меняемся ролями, сначала грустный гномик - ребёнок, а потом - родитель. Ребенок спрашивает у гномика, почему он грустный? Он потерял волшебную шапочку с бубенцом. Что мы будем делать? Подойдем к нему, присядем на корточки и жалобно посмотрим ему в глаза, погорюем вместе с ним. Ох, какое горе — потерять волшебную шапочку! А как мы его пожалеем:
- положим руки на его плечо, постоим;
- погладим по руке, каждый пальчик, по спине, по голове, поцелуем;
- прислонимся и обнимем гномика;
- попробуем уговорить, чтобы он не расстраивался.
Упражнение 4 «Узнай свою маму или своего ребёнка».
Инструкция: Все пары садятся в круг и выбирают одного водящего, завязывают глаза и он должен с помощью рук, наощупь найти свою мать или своего ребёнка.
Упражнение 5 «Что произойдет через 20 лет».
Инструкция: Начала ребёнок, а потом родитель рассказывают друг другу, что с ними произойдет через 20 лет.
Упражнение 6 «Нарисуй портрет друг друга».
Упражнение 7 «Переведи слепого старичка через дорогу».
Инструкция: Сначала родитель, потом ребёнок должен с помощью прикосновения рук перевести слепого старичка через дорогу. «Слепым старичком» становится сначала ребёнок, а потом родитель.
Упражнение 8 «Общий танец».
Заключительная беседа о чувствах и эмоциях, о состоянии детей и родителей.